на главную Rambler's Top100


№3 март 2003

архив

в содержание

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЭБ


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Л.А. ТРОПКО
Первый заместитель Министра энергетики
Российской Федерации

В основу реформирования топливно-энергетического комплекса страны в середине 1990-х годов была положена энергетическая стратегия, фактически сохранявшая инерцию ранее проводимой политики приоритетной газификации народного хозяйства. Стратегия “газовой паузы”, ориентированная на директивное распределение трудовых и финансовых ресурсов в принципе не соответствовала идеологии рыночных преобразований, что в конечном итоге привело к негативным результатам. Ни одна промышленно развитая страна в такой степени не ориентирована на газовое топливо, как Россия, где доля газа в производстве электроэнергии свыше 60 %, на уголь приходится лишь 12 %, тогда как в мировом сообществе на угольном топливе в среднем производится 44 % электроэнергии, в США и Германии до 60 %, а в ряде угледобывающих стран – 95-98 %.

По прогнозу Международного энергетического агентства в середине нынешнего столетия в мировом топливно-энергетическом балансе будет преобладать уголь, запасов которого хватит на шесть веков, причем на долю угля приходится около 90 % энергетического потенциала полезных ископаемых органического происхождения, пригодных для промышленной разработки. Мировое потребление энергоресурсов возрастет в 1,4 раза – до 17,3 млрд т условного топлива, в том числе угля до 5 млрд. т у.т. (в 1,5 раза).

Задача более широкого использования угля в энергетике и технологических процессах становится особенно актуальной. В сценариях развития хозяйственного комплекса необходимо ориентироваться на удовлетворение спроса энергетики и экономики в целом за счет увеличения доли отечественного угля в топливно-энергетическом балансе страны. Достаточной надежности топливного баланса, как основы энергетической безопасности государства, можно достичь при условии, что уголь станет важнейшим топливным ресурсом как в районах его традиционного использования, так и в европейской части страны.

Президиум Государственного Совета страны сформулировал задачу переоценки роли угля в новой энергетической стратегии России и определил основные направления государственной политики развития угольной промышленности. Учитывая высокую степень инерционности угольной отрасли, расширение масштабов применения угля должно дать мощный импульс исследованиям и разработкам новых экологически чистых технологий добычи, переработки и использования угля.

Успешное решение проблем социального характера в угольной промышленности требует разумного, сбалансированного сочетания экономической эффективности и надежной социальной защищенности работников при условии, что ответственность за стабильность и обеспечение гарантий для трудящихся отрасли должны перераспределяться между государством и новыми собственниками угледобывающих предприятий отрасли, осуществляемое в рамках реформирования российской экономики.

Поступательное развитие угольной промышленности с последовательным преодолением трудностей социального характера возможно при реализации уточненной и стратегически просчитанной промышленной политики государства, основу которой составит “Энергетическая стратегия России на период до 2020 года”.

Большое значение разработке и утверждению энергетической стратегии государства в целом и ее неотемлимой части – стратегии развития угольной отрасли, придается потому, что без такого взвешенного программного документа страна, продолжая свое движение к полноценной рыночной экономике, рискует к ней не прийти. Установление четких ориентиров движения и понятных правил взаимодействия органов государственной власти крайне необходимо. Энергетическая стратегия должна четко определить ориентиры и установить свод правил обязательных как для топливно-энергетического комплекса, так и для всей экономики страны.

В ходе подготовки основных положений “Энергетической стратегии России на период до 2020 года” Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России разрабатывалось множество вариантов прогноза объемов производства топливно-энергетических ресурсов, исходя из сценариев долгосрочного развития страны.

Первый вариант – менее благоприятное сочетание внешних и внутренних условий, учитывающий значительное ухудшение конъюнктуры на мировых рынках энергетических ресурсов.

Второй вариант – исходя из возможности сохранения благоприятных внутренних и внешних условий развития, причем внутренние факторы определяют основную тенденцию динамики экономики и важнейших параметров развития при условии выполнения среднесрочной программы и плана действий правительства. Влияние внешних факторов определяет относительное ускорение или замедление динамики под воздействием мировых цен на энергоресурсы, состояние мировой экономики и торговых партнеров, мировых цен на энергоресурсы с учетом торгового и платежного баланса страны.

Сегодня назрела острая необходимость определить политику государства в продвижении к рациональной энергетике, прежде всего, к стимулированию повышения доли использования угольного топлива. Помимо экономических факторов, актуальность такой политики диктует необходимость надежного снабжения теплом населения в районах сурового климата с длительным холодным периодом в течение календарного года.

Проблема топливного баланса страны, связанная с низким удельным весом угольного топлива, - следствие совокупного влияния долговременных причин, прежде всего, диспропорции в ценах на уголь и природный газ, когда угольная продукция играет замыкающую роль в топливно-энергетическом балансе со всеми вытекающими последствиями. Уголь, в отличие от газа, является более мобильным видом топлива, которое может быстро доставляться в энергодефицитные районы, создавать резервные запасы угля на складах электростанций, чтобы компенсировать перебои в поставках, повышать энергетическую безопасность региона.

Необходима более основательная проработка проблемы возможного дефицита топлива, разработка и утверждение перспективного топливно-энергетического баланса по конкретным регионам. Без таких проработок невозможно подготовить реальный прогноз развития энергетики страны. Балансы топлива и энергии, как основа энергетической стратегии, служат количественной характеристикой ее цели и являются инструментами выполнения поставленных в ней задач.

Мировая практика подтверждает – во многих странах успешно функционирует централизованное управление энергетическими системами с государственным регулированием и сохранением элементов конкуренции, что приводит к формированию эффективной тарифной и ценовой политики, является основой динамичного развития производительных сил, инвестиционной привлекательности этих государств. Несмотря на высокую эффективность газа и нефтепродуктов, промышленно развитые страны в основу топливно-энергетических балансов для выработки электрической и топливной энергии закладывают уголь, являющийся стабилизатором цен и тарифов в электро– и теплоэнергетики.

В угольной промышленности предстоит завершить обширную программу реструктуризацию отрасли, предусматривающую наряду с ликвидацией особо убыточных шахт и разрезов, увеличение добычи угля на высоко эффективных угольных предприятиях при одновременном решении социальных проблем. Реализация намеченного комплекса мер позволит стабилизировать объемы добычи угля, повысить экономическую эффективность угольной отрасли за счет получения конкурентоспособной продукции, снизить размеры государственного влияния. При благоприятном развитии экономики страны, в соответствии с требованиями энергетической безопасности ожидается увеличение спроса на энергетические угли, что будет способствовать развитию угольной промышленности. За счет намечаемого роста объемов, прежде всего, высококалорийным кузнецким углем, в перспективе ожидается повышение доли угольного топлива в общем объеме производства топливно-энергетических ресурсов до 14,8 % по первому варианту развития и до 15,6 % по оптимистичному второму.

Выход на мировой уровень соотношения цен на уголь и газ неизбежно приведет к замещению природного газа углем на действующих газо-угольных электростанциях и увеличению выработки электроэнергии на угольных ТЭС, при этом дополнительная потребность в энергетических углях составит более 40 млн т в год.

Кардинальные сдвиги в расширении использования угля при производстве электроэнергии возможны только после строительства мощных линий электропередачи, соединяющих энергосистемы Сибири и Урала, а также дальнейшего развития линий электропередачи в направлении восток-запад.

Удовлетворение потребности экономики России в угольном топливе, прежде всего, будет связано с развитием добычи угля в бассейнах федерального значения – Кузнецком и Канско-Ачинском. Намечается также развитие добычи угля на месторождениях Восточной Сибири (Мугунское, Тугнуйское) и Дальнего Востока (Ургальское, Огоджинское, Эльгинское).

Добыча угля в Печорском и Донецком бассейнах, имеющих межрегиональное значение, характеризуется высоким уровнем производственных затрат. В связи с тем, что в печорских коксующихся и энергетических углях нуждаются Северный и Северо-Западный районы, а в донецких антрацитах – Центральный район России, поэтому прогнозом предусматривается стабилизация их добычи.

Из-за отработки запасов и низкого качества углей месторождения Ургала имеют постоянную тенденцию к снижению добычи.

Основным направлением развития добычи угля на перспективу является увеличение удельного веса открытого способа добычи, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий производственной мощностью свыше 1,5 млн. т в год, которые будут обеспечивать около 80 % общей добычи угля. Шахты и разрезы небольшой производственной мощности (менее 1,5 млн т в год), наиболее гибко реагирующие на изменение экономической и рыночной конъюнктуры, требуют значительно меньших капитальных вложений для ввода в эксплуатацию. Доля добычи угля этими предприятиями будет возрастать с 4 % в 2000 г. до 15 % в 2010 г.

Учитывая необходимость увеличения добычи угля на период до 2010 г. в размере 340 млн т, а также значительный износ основных производственных фондов на угледобывающих предприятиях (60-75 %), важнейшей задачей отрасли является повышение технического и технологического уровня угольного производства.

На современном этапе технического прогресса основными направлениями повышения эффективности подземного способа добычи угля являются концентрация горных работ и достижение высокой нагрузки на очистной забой.

Важнейшими направлениями, обеспечивающими улучшение технико-экономических показателей работы являются:

Для обеспечения конкурентоспособности угольного топлива целесообразно внедрение технологий газификации углей автономными энергетическими установками мощностью 5-10 МВт, внедрение паровоздушной газификации в плотном слое, газификация в сопутствующем потоке мелкодисперсного топлива.

Важнейшим условием повышения научно-технического прогресса в отрасли, наряду с газификацией углей и отходов угольного производства, является использование водоугольной суспензии, способной составить конкуренцию природному газу и мазуту в большой электроэнергетике.

Важнейшей составляющей энергоэкономической ситуации отрасли является степень обеспеченности страны в целом и ее регионов собственными угольными ресурсами.

Динамика формирования территориального потребления угля по регионам и схема потоков угольных ресурсов в пределах страны является одной из важнейших задач региональной энергетической политики. Направления и мощность углепотоков определяются следующими факторами:

Межрайонные связи по углю останутся в основном стабильными, но с изменением транспортных тарифов произойдут изменения и появятся новые связи между энергодефицитными и энергоизбыточными регионами при определенной локализации потребления твердого топлива в районах его добычи.

Зоной потребления печорской углей являются все экономические районы европейской части России, кроме Уральского. Наиболее крупные потребители – это Центрально-Черноземный (30 %) и Центральный (20 %) районы. Потребление печорских углей в перспективе ожидается только на севере европейской части России. Что касается потребности в углях Восточной Сибири и Дальнего Востока, она будет удовлетворяться в основном углями местной добычи.

Угли российского Донбасса потребляются на территории Северного Кавказа и в районах европейской части России. Канско-ачинские угли вывозятся в европейскую часть страны и на Дальний Восток. Основным поставщиком угля практически для всех регионов страны является Кузнецкий бассейн. Угли, добываемые в большинстве районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, практически полностью потребляются внутри них.

Для повышения конкурентоспособности кузнецких и канско-ачинских углей необходимо снижение издержек добычи транспортных тарифов на поставки угля к местам его потребления, а также обогащение, брикетирование, термохимическая переработка.

Необходимо предпринять ряд экономических и организационных мер по повышению уровня использования угля в электроэнергетике в комплексе с организационными мероприятиями.

Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности угля остается коренное улучшение качества угольной продукции за счет формирования действительной системы управления качеством углей, которая должна обеспечить защиту граждан, окружающей среды и товарного российского рынка от некачественной угольной продукции. Уголь должен точно соответствовать требованиям различных групп потребителей, формирующих сегмент рынка однородной продукции. Наряду с техническими мерами необходимо внедрение государственных стандартов по видам потребления, обязательной сертификации углей, международной системы обеспечения качества ИСО-9000.

Следует существенно расширить научно-исследовательские работы по созданию в перспективе новых технологий комплексной переработки низкокалорийных углей в высококачественные, экологически чистые, транспортабельные новые виды топлива.

На основе внедрения механизированных комплексов последнего поколения на шахтах и высокопроизводительной горной техники на разрезах возможно обеспечение значительного роста производительности труда и существенного снижения производственных затрат.

Для последующего повышения роли угля в ТЭК усилия ученых и специалистов отрасли будут сконцентрированы на создании оборудования нового технического уровня, обеспечении шахт более совершенными техническими средствами, аппаратурой и приборами для безопасного производства горных работ, внедрении прогрессивных технологических процессов, повышающих энергетическую ценность углей, формировании оптимального топливного баланса, разработке новых форм государственной поддержки отрасли и положений по нормативно-правовому регулированию, подготовке и реализации мероприятий по охране окружающей среды.

в содержание