![]() | №3 март 2003 |
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
О ХОДЕ ЛИКВИДАЦИИ ОСОБО УБЫТОЧНЫХ ШАХТ И РАЗРЕЗОВ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А.Е. АГАПОВ
Директор ГУРШ
- Александр Евгеньевич, угольная промышленность одной из первых в ТЭКе России начала активно осуществлять программу структурных преобразований. Чем это было вызвано?
В период 1993-1994 гг. с целью системного решения многочисленных проблем в угольной промышленности была разработана концепция реформирования отрасли, одобренная Правительством Российской Федерации и оформленная впоследствии в виде “Основных направлений реструктуризации угольной промышленности”.
Напомню ее главные цели: создать конкурентный угольный рынок в стране (до 2002-2003 гг.) субъекты которого, являясь в большинстве своем частными угольными компаниями, обеспечивали бы свое самофинансирование в длительной перспективе и полностью удовлетворяли потребности внутреннего российского рынка в угольной продукции.
Одновременно должно было быть обеспечено социальное, экономическое и экологическое оздоровление угледобывающих регионов с минимальными социальными издержками для работников отрасли и жителей шахтерских городов и поселков.
Одним из главных направлений при реализации этой программы было принято решение закрыть высокоубыточные, неперспективные, как правило, со сложными горно-геологическими условиями шахты, доля которых в шахтном фонде составляла почти половину. Именно на эту группу шахт направлялись в основном средства государственной поддержки с целью покрытия убытков при добыче угля.
- Оценка, проводимых преобразований в отрасли далеко не одназначна. Расскажите об основных этапах реструктуризации?
На первом этапе (1994-1997 гг.) реструктуризация угольной промышленности осуществлялась компанией “Росуголь”. Наряду с решением задач производственной деятельности предприятий и развитием угольной промышленности России компания проводила ликвидацию особо убыточных и неперспективных шахт и разрезов.
К концу первого этапа в стадии ликвидации находилось 95 шахт и один разрез, из них завершили работы по засыпке горных выработок, выходящих на поверхность 32 шахты. При этом был отработан определенный порядок и последовательность установки изолирующих перемычек, ликвидации вертикальных стволов и шурфов, засыпки наклонных стволов, закладки горизонтальных горных выработок. За этот период было высвобождено 65 тыс. человек.
1998 г. в полной мере можно считать переломным в реструктуризации угольной промышленности страны. Начиная с 1998 г., потоки средств государственной поддержки угольной промышленности были разделены. Для организации работ по ликвидации особо убыточных предприятий отрасли постановлением Правительства РФ от 20.11.97 №1462 “О совершенствовании управления угольной промышленностью” были созданы два государственных учреждения: для осуществления технических работ по ликвидации особо убыточных и неперспективных предприятий - Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и для решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной отрасли, - Государственное учреждение “Соцуголь”.
Александр Евгеньевич, как сказалось массовое закрытие шахт и разрезов на обеспечении страны угольным топливом и наполнении рынка углем?
За период реструктуризации (1994-2002 гг.) прекратили добычу угля и в настоящее время находятся в различной стадии ликвидации 175 шахт и 12 разрезов, из них 168 завершили основные технические работы по ликвидации. Это означает, что все горные выработки, выходящие на поверхность засыпаны, численность трудящихся составляет менее 20 человек и материалы для выплаты регрессных исков переданы в Фонд социального страхования. Кроме того, в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов, ликвидируются 7 открытых акционерных обществ, 7 шахтостроительных организаций, геологоразведочные партии ГГП “Дальвостуглеразведка”, ГОФ “Судженская” и предприятия центрального штаба ВГСЧ.
Выбытие производственных мощностей угледобывающих предприятий, прекративших в 1994-2002 гг. добычу угля и сланца, составило 63,7 млн т, а потери добычи угля в связи с проведением работ по их ликвидации – 23 млн т. Уменьшение объемов добычи, связанное с закрытием предприятий, практически не оказало существенного влияния на обеспечение страны угольным топливом и наполнение рынка углем. Вместе с тем, реализация этого решения позволила значительно улучшить структуру добычи углей подземным способом, оздоровить в целом экономику угольной отрасли и снизить нагрузку на федеральный бюджет.
С начала производства ликвидационных работ с особо убыточных предприятий отрасли уволено 163,5 тыс. человек. В 2002 г. проведена работа по исключению из единого государственного реестра юридических лиц шахт и разрезов, на которых завершены основные работы по технической ликвидации, в результате признаны банкротами 40 угледобывающих предприятий и 4 ОАО.
- Достаточно ли выделяется средств господдержки для реализации программы ликвидации особо убыточных шахт и разрезов?
В соответствии с утвержденными проектами ликвидации предприятий угольной промышленности общая стоимость затрат на их реализацию составляет 56,7 млрд руб. или 1,92 млрд долл.США (в ценах III кв. 2001 г.), из них на технические работы – 44,8 млрд руб. (1,52 млрд долл.США). По состоянию на 01.01.2003 г. остаточные объемы технических работ, необходимые к выполнению по проектам, составляют 34,77 млрд руб. (1,09 млрд долл.США).
За период 1994-2002 гг. на мероприятия по ликвидации особо убыточных предприятий угольной отрасли из федерального бюджета направлено 10,15 млрд руб. (или 750,5 млн долл.США). Как распределена эта сумма по направлениям финансирования можно увидеть из диаграммы, представленной на рис.1.
Рис.1. Финансирование технических работ за 1994-2002 гг., по направлениям, всего - 10151,6 млн руб.
Анализ фактических затрат за эти годы подтверждает, что собственно ликвидация горных выработок в общем объеме занимает малую часть (всего 5,7 %), а основные затраты приходятся на приведение в порядок социально значимых направлений (реконструкция и замена объектов социнфраструктуры – 24,2 %, содействие гражданам в приобретении жилья, взамен сносимого ветхого нарушенного горными работами – 18,4 %, ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ – 27,8 %, суммарные затраты по которым составили более 7 млрд руб., или 70,5 % от общей суммы средств господдержки, направленных на технические работы.
Хотелось бы получить средств государственной поддержки побольше, но мы понимаем, что возможности федерального бюджета ограничены и работаем в направлении более эффективного использования выделенных средств.
- Александр Евгеньевич, расскажите о результатах работы по основным направлениям деятельности ГУРШа
За 9 лет (1994-2002 гг.) ликвидации предприятий угольной промышленности проведена большая организационная работа. Разрабатывались и обновлялись нормативно-методические документы, регламентирующие реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включая методики расчета, методические указания, положения, порядки, типовые договора и соглашения.
Я же остановлюсь лишь на основных направлениях технических работ по ликвидации особо убыточных предприятий отрасли.
Ликвидация горных выработок, демонтаж оборудования
По утвержденным проектам ликвидации шахт и разрезов на ликвидацию 4,2 тыс. км горных выработок и демонтаж подземного оборудования требуется 1119,8 млн руб. С начала закрытия ликвидировано 3,8 тыс. км горных выработок (90,5 %) с затратами 577 млн руб.
Основная нагрузка в проведении работ по ликвидации горных выработок закрывающихся шахт легла непосредственно на последние пять лет. Именно за этот период на 136 шахтах были завершены основные работы по ликвидации почти 3 тыс.км горных выработок. На ликвидируемых шахтах, как правило, подземное оборудование морально и физически устарело, поэтому демонтаж проводится выборочно и только там, где это было оправдано экономически. Выдается на поверхность только то оборудование, которое востребовано собственником, либо имеется потребность в нем на действующих предприятиях отрасли. Всего такого оборудования демонтировано и выдано из шахт более 72,3 тыс. т.
Разборка зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности
По утвержденным проектам ликвидации шахт и разрезов на разборку зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности предусматривается 1058,5 млн руб. Практика показывает, что невостребованные здания и сооружения промышленных площадок шахт быстро разрушаются и представляют определенную опасность в социальном плане. В технологической инфраструктуре ликвидируемых предприятий угольной промышленности находится 4,7 тыс. промышленных зданий и сооружений. С начала ликвидации особо убыточных шахт и разрезов было разобрано 2,5 тыс. зданий и сооружений. В настоящий период на 60 шахтах полностью освобождены промышленные площадки от невостребованных зданий и сооружений, а рекультивированные земельные участки переданы в муниципальную собственность.
До 1998 г. направление “Разборка зданий, сооружений и демонтаж оборудования на поверхности” финансировалось по остаточному принципу. На ликвидируемых предприятиях отрасли было разобрано только 200 зданий и сооружений, а на эти цели было направлено 31 млн руб. За последние пять лет ситуация изменилась. В 1998-2002 гг. было разобрано более 2,3 тыс. зданий и сооружений (5,6 млн куб. м). На выполнение этих работ направлено 279,2 млн руб. средств господдержки.
Обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидации
По утвержденным проектам на обеспечение жизнедеятельности предприятий на период их ликвидации требуется 3909 млн руб. За прошедший период на эти цели направлено 2129,6 млн руб.
Обобщив опыт работы ликвидации первых шахт и разрезов к 1998 г. был определен необходимый рациональный состав ликвидационных комиссий и численность трудящихся, занятых обеспечением жизнедеятельности предприятий, уточнены затраты на их содержание. Снижение затрат на обеспечении жизнедеятельности предприятий в период ликвидации было достигнуто за счет сокращения сроков производства основных технических работ по их ликвидации и уменьшением количества ликвидационных комиссий путем их сокращения и укрупнения.
Реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социнфраструктуры, предоставлявших основные коммунальные услуги жителям шахтерских городов и поселков
В утвержденных проектах ликвидации шахт и разрезов, по состоянию на 01.01.2003 г. предусмотрена реконструкция и строительство 1036 объектов социальной инфраструктуры со сметной стоимостью 9487,6 млн.руб. (в ценах III квартала 2001 г.).
С начала ликвидации финансировались работы на 646 объектах с объемом затрат 2457,2 млн.руб. На 01.01.2003 г. закончены работы и завершено финансирование 367 объектов с объемом затрат 1515,8 млн руб.
Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности
Сначала ликвидации на приобретение жилья взамен сносимого ветхого перечислено 1871,1 млн руб. Переселено 13189 семей или 38,8 % от общего числа семей подлежащих переселению по проектам ликвидации. Осталось переселить еще 21654 семьи, для чего необходимо 7194,4 тыс. руб. К сожалению, с отставанием ведется переселение в Кемеровской области, где всего получили новое жилье 3071 семья или 18 % от общего их числа подлежащих переселению. В текущем году на эти цели направляется в 3,5 раза больше средств, чем в 2002 г., в том числе и в Кузбасс, что позволит в целом довести выполнение программы по переселению до 43 % от проектной потребности.
Ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ
Следует отметить, что вопросу ликвидации вредного влияния горных работ на окружающую природную среду в период реструктуризации угольной промышленности уделяется весьма важное значение. С начала производства работ по ликвидации последствий от ведения горных работ конечными получателями средств господдержки являлись ликвидационные комиссии ликвидируемых предприятий. Распоряжением Правительства РФ от 04.12.01 №1623-р (приказ Минэнерго России от 21.01.02 №13) начиная с 1 июля 2002 г. Государственное учреждение ГУРШ определено конечным получателем бюджетных средств, выделяемых по этому направлению, что позволило повысить эффективность их использования.
В проектах ликвидации шахт разрабатываются меры, обеспечивающие весь комплекс вопросов производственной и экологической безопасности населения шахтерских городов и поселков, с учетом накопившихся проблем за весь многолетний период работы шахты. О серьезном отношении к решению экологических проблем свидетельствует тот факт, что стоимость работ по ликвидации последствий вредного влияния составляет почти 50 % от всех средств, предусмотренных проектами ликвидации предприятий отрасли. По состоянию на 01.01.2003 г. на ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ из бюджета направлено 2820 млн руб. (27,8 % от общей суммы финансирования по всем направлениям).
Для контроля за использованием средств и приемки выполненных работ в основных угольных регионах (Кузбасс, Восточный Донбасс, Урал, Приморский край) созданы Филиалы ГУРШ, которые реализуют мероприятия по ликвидации последствий вредного влияния горных работ на закрываемых шахтах.
Опыт работы ГУРШ непосредственно с подрядными организациями невелик, он охватывает период всего лишь два квартала, но и за это короткое время видно, что такая форма господдержки реструктуризации угольной промышленности жизнеспособна и эффективна.
За время закрытия угледобывающих предприятий постоянно возникали проблемы, решение которых становилось крайне необходимым для оздоровления окружающей среды. Для постоянного контроля происходящих в недрах и на земной поверхности процессов, которые сопровождают каждую шахту (разрез) созданы региональные центры и группы мониторинга производственной и экологической безопасности. Их деятельность охватывает все основные угледобывающие регионы, где идет ликвидация шахт и разрезов: Донецкий, Подмосковный, Печорский, Кизеловский, Кузнецкий бассейны, Дальневосточный регион.
Если в первые годы реструктуризации угольной промышленности основные средства направлялись на выполнение горных работ, демонтаж оборудования, разборку зданий и сооружений, то в настоящее время акценты смещаются, и решение экологических проблем при ликвидации угольных предприятий приобретает первостепенное значение. Более подробно об экологических проблемах и как они решаются расскажут мои коллеги из ГУРШа, филиалов и региональных центров мониторинга в статьях этого номера журнала.
- Александр Евгеньевич, будет ли продолжаться процесс закрытия убыточных предприятий в ближайшее время и какие при этом задачи будут стоять перед ГУРШем?
В 2003 г. предусматривается прекратить добычу угля на 17 шахтах, на 20 шахтах завершить основные технические работы. Намечено ликвидировать 270 км горных выработок, засыпать 19,3 км вертикальных и наклонных стволов. По сравнению с 2002 г. объем финансирования на эти цели возрастет в 1,8 раза. Также увеличится объем финансирования на разборку зданий и сооружений поверхности в 1,6 раза к уровню прошлого года
В результате сокращения количества ликвидационных комиссий в 2,2 раза намечено снизить затраты на обеспечение жизнедеятельности предприятий. По реконструкции и замене пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социнфраструктуры предусматриваются работы по 130 объектам с вводом 95. При условии дополнительного выделения средств будут закончены работы еще по 48 объектам.
По ликвидации последствий вредного влияния от ведения горных работ более 70% выделяемых средств необходимо освоить на строительстве водоотливных комплексов и откачке воды.
Кроме того, в наступившем году предстоит:
завершить разработку и утвердить 14 проектов ликвидации;
продолжить корректировку проектов ликвидации шахт (разрезов), в соответствии с протокольными решениями Минэнерго России;
подготовить предложения по корректировке нормативно-правовой базы реструктуризации угольной промышленности.
Из средств, предусмотренных на научно-исследовательские работы по экологическим проблемам, будут финансироваться следующие работы:
борьба с водой (очистка загрязненных шахтных вод), предотвращение прорывов воды в действующие шахты, предотвращение подтопления поверхности и ее заболачивания, загрязнения питьевых водозаборов, использование шахтных вод для населения);
борьба с газом (прогноз и оценка опасности загазирования жилых, промышленных и общественных зданий, использование горючих газов для промышленных нужд, разработка новых методов тушения террикоников и породных отвалов;
новые способы интенсивной ликвидации подземных пожаров;
геомеханические последствия ликвидации шахт (комплексная оценка сдвижения поверхности при различных способах ликвидации шахт).
- Александр Евгеньевич, охарактеризуйте общие итоги реструктуризации отрасли?
В результате ликвидации особо убыточных шахт и разрезов и других вспомогательных производств значительно обновился шахтный и карьерный фонд, улучшилась его структура за счет модернизации горного хозяйства на перспективных шахтах и ввода новых, высокоэффективных мощностей.
Среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля возросла за эти годы на 77,6 % и составила в 2002 г. 118,3 т/мес. Такие показатели достигнуты, в основном, за счет улучшения работы подземного способа добычи, где производительность увеличилась в 2 раза. Среднесуточная нагрузка на очистной забой возросла в 2,7 раза, в том числе на комплексно-механизированный забой – в 2,3 раза (рис.2).
Рис.2. Динамика нагрузки на очистной забой и производительности труда рабочего по добыче за 1993–2002 гг.
В качестве примера приведу результаты работы Кузнецкого бассейна. В 2002 г. шахтеры Кемеровской области добыли почти 132 млн т угля, это на 4 млн т больше, чем в 2001 г. В этом регионе ликвидированы убыточные особо опасные угольные предприятия, взамен которых введено 15 новых шахт и разрезов суммарной мощностью 22 млн т и 3 современные обогатительные фабрики по переработке 7 млн т угля в год. Создана база угольного машиностроения, что позволило интенсивно провести техническое перевооружение очистных работ, в результате чего 19 бригад в прошлом году добились нагрузки на очистной забой более 1 млн т, а одна бригада на шахте “Распадская” превысила трехмиллионный рубеж.
Улучшились вопросы безопасности, снизилась аварийность горно-шахтного оборудования на действующих шахтах. На шахтах и разрезах отрасли общий травматизм на 1 млн т добытого угля снизился с 1,1 чел. в 1994 г. до 0,4 чел. в 2002 г.
- Учитывая эти позитивные моменты, может быть, назовете и проблемы, которые еще предстоит решить?
Нас беспокоят и требуют быстрого решения следующие проблемы:
Во-первых – недостаточное финансирование проектов ликвидации из федерального бюджета.
Во-вторых важной проблемой, требующей правового и организационного решения, является долговременный систематический контроль за изменением гидрогеологической обстановки при полном затоплении шахт и разрезов, нормальной работой водоотливных комплексов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию смежных действующих шахт, недопущением загазирования жилых и общественных зданий и своевременным выявлением и оперативной ликвидацией многочисленных провалов земной поверхности устьев старых горных выработок. В ПБ и других нормативных документах указанные проблемы должны решать руководители предприятий или председатели ликвидационных комиссий. С их упразднением эти вопросы остались на региональных центрах мониторинга. Однако настоящей правовой базы управления этими проблемами пока нет. Задача в ближайшее время внести соответствующие дополнения и изменения в ПБ и соответствующие инструкции.
В-третьих – не решен вопрос передачи специализированного горно-шахтного оборудования (в частности водоотливные комплексы), закупленного в период производства ликвидационных работ за счет средств господдержки и предназначенного для обеспечения безопасной эксплуатации действующих шахт и разрезов и предотвращения подтопления жилых массивов шахтерских городов и поселков, а также финансирования эксплуатационных затрат.
В-четвертых – необходимо произвести проверку и корректировку всех проектов ликвидации с целью приведения их в соответствие с изменившейся нормативной базой и минимизации затрат на их реализацию.
Коллектив у нас состоит из высококвалифицированных, опытных специалистов, много лет работающих в угольной промышленности и, я уверен, что мы справимся с теми проблемами и задачами, которые стоят перед нами.
Спасибо за внимание.
Интервью записала О.И. Глинина