на главную Rambler's Top100


№3 март 2003

архив

в содержание

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ


РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГУ "СОЦУГОЛЬ" НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.Н. ПОПОВ
Доктор экон.наук, профессор
Директор ГУ “Соцуголь”

Процесс реструктуризации угольной промышленности России, начавшийся в 1994 г., явился закономерным шагом в реформировании и повышении эффективности функционирования российской экономики в целом.

На первоначальном этапе реструктуризации отрасли (1994-1997 гг.) основной упор делался на ликвидацию особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий.

3а указанный период из угольной промышленности России было высвобождено по различным причинам 435,4 тыс. чел., или более половины численности персонала на начало реструктуризации (см. таблицу), в том числе с ликвидируемых и подлежащих ликвидации особо убыточных и неперспективных предприятий - 132,5 тыс. чел. (30,4% общего сокращения персонала). Только в Кузбассе за эти годы численность работников угольной отрасли сократилась на 159,3 тыс. чел., в том числе на ликвидируемых шахтах - на 31,3 тыс. человек.

Ускоренные темпы массового высвобождения работников отрасли в период 1994-1997 гг. не были подкреплены адекватными механизмами социальной защиты и созданием новых рабочих мест, что негативно отразилось на уровне жизни высвобождаемых работников, на социально-экономическом положении шахтерских городов и поселков, и т.п.

Поэтому дальнейший процесс реструктуризации необходимо было в социальном плане скорректировать и сбалансировать. С этой целью, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. “О совершенствовании управления угольной промышленностью” приказами Министра топлива и энергетики были созданы государственные учреждения – по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (ГУ “Соцуголь”) и по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (“ГУРШ”).

Динамика высвобождения персонала угольной отрасли

Годы

Общая численность персонала отрасли (на начало года), тыс. чел.

Снижение численности персонала отрасли, тыс. чел.

Высвобождение персонала с ликвидируемых организаций, тыс. чел.

1994

783,3

76,3

14,5

1995

703,8

79,5

18,9

1996

595,2

108,6

18,4

1997

495,6

99,6

26,9

1998

421,4

74,2

48,4

1999

370,8

50,6

18,2

2000

345,6

25,2

12,5

2001

336,5

9,1

5,4

2002

297,0

39,5

23,3

Государственному учреждению “Соцуголь” были определены следующие основные уставные задачи по организации и координации работ, связанные с финансированием за счет средств государственной поддержки угольной промышленности:

  • формирования и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков;

  • выплат выходных пособий и компенсаций высвобождаемым работникам ликвидируемых шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций, а также работникам действующих (не ликвидируемых) шахт и разрезов, действующих вспомогательных организаций, уволенным в связи с сокращением численности и штата;

  • обеспечения бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд пенсионеров, не работающих на шахтах, разрезах и в подразделениях ВГСЧ, пенсии которым назначены в связи с работой на шахтах, разрезах и подразделениях ВГСЧ; инвалидов труда, инвалидов по общему заболеванию, не работающих на шахтах, разрезах и в подразделениях ВГСЧ, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности; семей погибших (умерших) работников шахт, разрезов и подразделений ВГСЧ, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца; вдов (вдовцов) бывших работников шахт, разрезов и подразделений ВГСЧ;

  • погашения задолженности по заработной плате (включая компенсацию за неиспользованный отпуск) с соответствующими начислениями во внебюджетные фонды работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций, а также работникам этих организаций в связи с выходом на пенсию по возрасту и инвалидности;

  • возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (выплаты сумм в возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации или отраслевыми тарифными соглашениями, организационно-технические расходы): на ликвидируемых и ликвидированных шахтах и разрезах угольной (сланцевой) промышленности; по решению Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов – работникам ликвидируемых и ликвидированных подразделений ВГСЧ и угледобывающих компаний, шахтостроительных, а также ликвидируемых вспомогательных организаций.

  • реализации отраслевого тарифного соглашения на предприятиях и в организациях угольной промышленности, шахтного строительства и в подразделениях ВГСЧ (по перечню расходов, определяемому Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и с участием отраслевого профсоюза), а также дополнительное пенсионное обеспечение работников, имеющих право выхода на пенсию и стаж работы не менее 10 лет на шахтах и разрезах, в угледобывающих компаниях, подразделениях ВГСЧ, шахтостроительных организациях и увольняемых на пенсию в период ликвидации указанных организаций.

ГУ “Соцуголь” фактически приступило к работе с марта 1998 г. Этот год в истории реструктуризации угольной отрасли России оказался “пиковым” по количеству закрываемых предприятий, соответствующему сокращению численности персонала, а также по накалу социальной напряженности в углепромышленных регионах, которая привела в некоторых из них к открытым социальным конфликтам, вошедшим в историю как “рельсовые войны”. Разрешение этих конфликтов с активным участием ГУ “Соцуголь” стало фактическим началом стабилизации социально-экономического положения в углепромышленных регионах.

Период реструктуризации угольной промышленности России после создания ГУ “Соцуголь” по характеру решения крупных социально-экономических задач можно обозначить как социально ориентированный этап.

На этом этапе реструктуризации в целях решения уставных задач ГУ “Соцуголь” был разработан комплекс организационно-экономических механизмов социальной защиты и обеспечения занятости работников угольной промышленности. Реализация этих механизмов осуществлялась в следующих основных направлениях:

  • обеспечение социальных гарантий работникам действующих и ликвидируемых угольных предприятий;

  • перевод высвобожденных работников ликвидируемых организаций на перспективные действующие предприятия отрасли и объекты социальной инфраструктуры в связи с их муниципализацией;

  • внедрение стимулирующих факторов с целью ротации кадров - назначение негосударственных пенсий бывшим работникам отрасли;

  • взаимодействие отраслевых управленческих структур с региональными и муниципальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения;

  • совершенствование форм и методов профессиональной переподготовки работников угольной промышленности в соответствии с требованиями рынка труда;

  • формирование и реализация “Программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков”;

  • развитие социального партнерства в обеспечении социальной защиты работников угольной промышленности и др.

Из общих расходов по социальной защите высвобождаемых работников за период 1998-2002 гг. в сумме более 7 млрд руб. было направлено на:

  • выплату выходных пособий и других компенсаций - 17,3%;

  • на обеспечение бесплатным (пайковым) углем пенсионеров и других лиц, имеющих право на его получение - 25%;

  • на погашение задолженности по заработной плате - 57,7%.

Кроме того, до начала 2002 г. финансировались за счет средств государственной поддержки социальные мероприятия, предусмотренные отраслевым тарифным соглашением.

Большое значение для социальной защиты высвобождаемых работников угольной отрасли имело введение негосударственного пенсионного обеспечения (с 1994 г.). В настоящее время дополнительную пенсию получают более 100 тыс. человек.

Объёмы средств государственной поддержки на социальную защиту за период 1998-2002 гг. по основным направлениям изменялись в зависимости от значимости социальных проблем.

В период 1998-2000 гг. основная доля средств государственной поддержки приходилась на погашение задолженности по заработной плате, которая накапливалась по различным причинам (в связи с неплатежами за угольную продукцию, бартерными сделками, ослаблением финансовой дисциплины и др.). Начиная с 2001 г., основная доля расходов по социальной защите была переориентирована на обеспечение бесплатным (пайковым) углем, удельный вес которого возрос в связи с увеличением численности лиц, получающих его, а также ростом цены бытового топлива. В настоящее время получают бесплатный (пайковый) уголь свыше 115 тыс. человек.

Решение проблемы занятости высвобожденных работников в шахтерских городах и поселках - важная составная часть мероприятий по снижению негативных социальных последствий от ликвидации или сокращения угольного сектора в углепромышленных регионах. В период 1998–2002 гг. осуществлялся мониторинг рынков труда в углепромышленных регионах, его результаты являются исходной базой при принятии решений о трудоустройстве работников ликвидируемых организаций. По сравнению с 1999 г., когда по всем регионам в совокупности доля “угольщиков” среди всех категорий безработных, получающих пособие в органах службы занятости, составляла около 3,5%, то на начало 2002 г. эта доля уменьшилась до 1,1%. Вместе с тем, ещё имеются угольные локальные территории, где уровень безработицы превышает среднерегиональный. К таким территориям все еще относится более 45% углепромышленных муниципальных образований, в которые направляются средства государственной поддержки на создание новых рабочих мест.

В связи с высвобождением персонала ликвидируемых организаций, в целях снижения социальной напряженности на локальных рынках труда в углепромышленных регионах в период 1998-2002 гг. занятость высвобожденных работников с ликвидируемых предприятий обеспечивалась, в основном, за счет ускоренного создания новых рабочих мест в углепромышленных муниципальных образованиях.

Создание новых рабочих мест с долевым участием средств государственной поддержки угольной отрасли осуществляется по программам местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, которые разрабатываются и реализуются в существующем виде с 1998 г. Программы местного развития законодательно оформились как механизмы обеспечения занятости и социальных гарантий для работников наемного труда, принятые в большинстве цивилизованных и экономически развитых стран мира.

Если в 1998 г. эти программы осуществлялись в 22 углепромышленных регионах и 66 локальных углепромышленных образованиях, то в 2002 г. они осуществлялись в 25 регионах и 79 углепромышленных образованиях.

Средства государственной поддержки, направленные в 1998-2002 гг. на реализацию программ местного развития, распределялись по направлениям в следующих пропорциях (см. рисунок).

Распределение средств государственной поддержки по направлениям финансирования программ местного развития за период 1998-2002 гг.

По направлению ПМР “содействие созданию новых рабочих мест” за период 1998-2002 гг. реализовано в различных секторах экономики 1134 проекта, финансируемых с долевым участием средств государственной поддержки угольной отрасли. Благодаря этому в результате технического перевооружения, расширения действующих и нового строительства более 800 крупных, средних и малых предприятий было создано 27 тысяч новых рабочих мест, в том числе: в Кемеровской области – 7,8; в Ростовской области – 7,2; в Тульской области – 4,8; в Челябинской области – 1,8; в Пермской области – 2,8 тыс. новых рабочих мест.

При организации общественных работ на объектах социальной инфраструктуры, газификации шахтерских городов и поселков, ремонте водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций, капитальном ремонте объектов коммунального и жилищного хозяйств было временно задействовано более 22 тыс. человек.

В целях оценки социально-экономической эффективности программных мероприятий, реализуемых на углепромышленных территориях, а также разработки мер по их дальнейшему совершенствованию, ГУ “Соцуголь” совместно с Фондом “РеформУголь” в 2001 г. был организован мониторинг эффективности создания новых рабочих мест за счет средств государственной поддержки программ местного развития, предоставленных ранее получателям.

Мониторинг проводился на 42 предприятиях, расположенных в 25 муниципальных образованиях с различными природно-географическими и социально-экономическими условиями. В частности, были обследованы 14 предприятий в Кемеровской области, по 7 предприятий в Ростовской, Тульской, Пермской и Челябинской областях. На этих предприятиях было реализовано 66 проектов в различных секторах производственной деятельности с долевым участием средств государственной поддержки. Мониторинг осуществлялся на основе изучения финансового; производственного; маркетингового; социально-экономического и инвестиционного потенциала этих предприятий.

Результаты мониторинга показали, что в большинстве случаев средства государственной поддержки на создание новых рабочих мест были вложены эффективно, а обследованные предприятия имеют значительный потенциал не только выживания, но и дальнейшего развития.

В течение 1998-2002 гг. проводились при поддержке государства социальные эксперименты по предоставлению адресных субсидий на организацию предпринимательской деятельности (Ростовская область) и по предоставлению жилищных сертификатов с целью переселения шахтеров из углепромышленных территорий, где угольные предприятия были градообразующими и полностью ликвидированы в результате реструктуризации (Пермская область, Кизеловский угольный бассейн).

Значительное сокращение угольного сектора произошло в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этой связи значительный объем средств государственной поддержки угольной отрасли направляется на переселение бывших шахтеров из этих районов. За 1998-2002 гг. из угольных регионов Российской Федерации (Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Сахалинская и Магаданская области, Чукотский автономный округ) переселено около 3,5 тыс. семей. Наибольший удельный вес переселения за 1998-2002 гг. пришелся на Республику Коми (58,4%).

С учетом результатов вышеупомянутого мониторинга в 2002 году потребовалось дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы формирования и реализации Программ местного развития.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2002 г. № 184-р и от 28 июня 2002 г. № 898-р было поручено Минэнерго России разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в установленном порядке:

• Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли;

• Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли гг. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития.

Данные Положения были разработаны ГУ “Соцуголь”, согласованы с Минфином России, утверждены приказами Минэнерго России и прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

В связи с вводом этих документов в действие необходимо отметить включение в “Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли” важного “поднаправления” - “содействия органам местного самоуправления шахтерских городов (поселков) в разработке стратегических планов развития территории, включая поддержку малого бизнеса”. Включение этого “поднаправления” явилось, в том числе, реакцией на неоднократные обращения мэров шахтерских городов.

Актуальность внедрения системы стратегического планирования в шахтерских городах России на заключительном этапе реструктуризации угольной промышленности обусловлена следующими основными причинами:

- стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

- в условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства;

- процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

Для оказания содействия шахтерским городам в стратегическом планировании, а также обеспечения эффективности расходования средств господдержки угольной отрасли, предусмотренных на разработку стратегических планов развития территории в рамках программ местного развития, ГУ “СОЦУГОЛЬ” совместно с фондом “Реформуголь” приступили к разработке методического обеспечения процесса стратегического планирования применительно к конкретным социально-экономическим условиям шахтерских городов с использованием средств государственной поддержки угольной отрасли на Программы местного развития.

Тем самым появляется реальная возможность сделать Программы местного развития фундаментом разработки единой стратегической программы развития углепромышленного муниципального образования, включающей индикативные планы развития.

Оценивая социальные проблемы реструктуризации угольной отрасли России, необходимо отметить, что их решение осуществлялось и осуществляется в условиях экономической нестабильности. Однако несмотря на эти трудности, многие наиболее острые социальные проблемы реструктуризации угольной отрасли удается решать на принципах социального партнерства.

Начиная с 2002 г., процесс реструктуризации отрасли вступил в новую фазу. Это, в первую очередь, связано с прекращением деятельности ликвидационных комиссий организаций угольной промышленности и передачи своих полномочий конкурсным управляющим, администрациям муниципальных образований и государственным учреждениям “ГУРШ” и “Соцуголь”.

На этом этапе возрастает роль наших учреждений и, в первую очередь, в решении социальных последствий закрытия как отдельных шахт и разрезов, так и в целом угольных компаний (ОАО “Кизелуголь”, ОАО “Башкируголь”, ОАО “Ростовуголь”). В этом и в последующих номерах журнала “Уголь” специалисты ГУ “Соцуголь” и отрасли более подробно осветят задачи, стоящие на современном этапе реструктуризации угольной промышленности России.

в содержание