на главную Rambler's Top100


№4 апрель 2003

архив

в содержание

“УГОЛЬ РОССИИ И МАЙНИНГ 2003”


УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕРЫ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Е.Я. ДИКОЛЕНКО
Доктор техн. наук, проф.
Руководитель Департамента угольной промышленности
Минэнерго России

Завершая сложный период реструктуризации, угольная отрасль после затяжного периода падения постепенно наращивая объемы производства стабилизировала добычу угля. Данный позитивный процесс предопределен общим подъемом российской экономики, соответствующими решениями Правительства Российской Федерации и мерами, принимаемыми Министерством энергетики в отчетном периоде.

В целом по отрасли достигнут высокий уровень основных технико-экономических показателей: росте нагрузки на очистные забои и производительности труда рабочего по добыче, произошло улучшение в решении важнейшей проблемы отрасли – снижении производственного травматизма.

За период реструктуризации угольной промышленности значительно изменилась структура собственности угольных предприятий, итогом акционирования и приватизации стало создание более 500 основных и дочерних акционерных обществ. Полностью проданы федеральные пакеты акций целого ряда ведущих угольных компаний, доля добычи угля частными компаниями составила 78%. Приход к управлению новых собственников целенаправленно способствовал выходу угольных компаний на прибыльную работу.

Несмотря на указанные позитивные сдвиги, техническое и финансовое состояние угольных компаний остается сложным. Основная причина – данные общества еще не завершили процесс реструктуризации и не обеспечили выход на безубыточную работу.

Минэнерго России проведен анализ хода выполнения мероприятий по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов и издан приказ, предусматривающий совершенствование процесса разработки и реализации проектов ликвидации предприятий, определение приоритетов в финансировании работ и экономии затрат.

Одна из важнейших задач – в кратчайшие сроки завершить работы по ликвидации убыточных шахт и разрезов, обеспечить решение связанных с этим социальных проблем, при этом большая часть средств государственной поддержки отрасли будет направлена на финансирование этих работ. В этот процесс вовлекаются местные администрации и новые собственники угольных компаний, для чего совершенствуется механизм использования данных средств. Для сохранения энергетической безопасности на имущественной базе ОАО “Челябинскуголь” и ОАО “Разрез “Коркинский” формируется “Челябинская угольная компания”, которая будет свободна от долговых обязательств прошлых лет и обеспечит стабилизацию социально-экономической ситуации в шахтерских городах Уральского региона.

С целью совершенствования управления угледобывающими предприятиями и компаниями в Республике Коми учредителями Минимуществом республики и ЗАО СУЭК “Байкал-уголь” создано ОАО “Печоруголь”, разработана комплексная программа развития региона до 2010 г., предусматривающая решение ключевых проблем по ликвидации социальной напряженности в шахтерских городах и поселках, стабилизации угледобычи и последующему развитию предприятий отрасли.

Для решения проблем отрасли Минэнерго России подготовлен план действий по совершенствованию государственного регулирования отношений с частной угольной промышленностью. Требуется разработать и ввести в действие новые формы государственной поддержки.

На первый план выходит проблема активизации инвестиционной деятельности в отрасли для создания резерва производственных мощностей.

В политике государственной поддержки угольной промышленности наметились позитивные изменения, когда наряду с финансированием мероприятий по ликвидации особо убыточных предприятий проводится кредитование и субсидирование инвестиционных проектов, направленных на развитие производственного потенциала отрасли.

По инициативе Минэнерго России Правительством Российской Федерации было принято решение осуществлять возмещение за счет средств федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам (субсидии), полученным организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях в 2001 г. на срок до 3 лет для реализации инвестиционных проектов по воспроизводству основной деятельности, техническому перевооружению и капитальному строительству. Реализация этого направления позволила привлечь в угольную отрасль в 2001-2002 гг. 7 млрд руб., затратив при этом 723,5 млн руб. бюджетных средств.

Использование данного механизма привлечения коммерческих кредитов в угольную отрасль позволило за этот период закончить строительство объектов на предприятиях угольной отрасли и провести техническое перевооружение ряда шахт и разрезов, произвести обновление основных фондов за счет закупки нового горно-шахтного и горно-транспортного оборудования и обеспечить прирост производственных мощностей в объеме 12,1 млн т, в том числе за счет строительства новых и расширения действующих предприятий – 4 млн т, за счет технического перевооружения и проведения организационно-технических мероприятий – 8,1 млн т угля в год. В течение 2002 г. введены в эксплуатацию:

Используя данный механизм, Минэнерго России планирует привлечь в 2003 г. в угольную отрасль 2,5 млрд руб. инвестиционных средств, сохранить инвестиционную привлекательность отрасли и достичь объемов добычи угля в 2005 г. - 300 млн т, обеспечив выполнение задач, стоящих перед отраслью.

Минэнерго России постоянно проводится работа по совершенствованию законодательной и нормативной базы угольной отрасли. В частности, подготовлен проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности”. В настоящее время данный законопроект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, в целях совершенствования форм государственной финансовой поддержки, организаций угольной промышленности, совершенствования использования средств государственной поддержки угольной отрасли и повышения адресной социальной защиты работников угольной отрасли Минэнерго России подготовило целый ряд предложений, по которым были приняты соответствующие постановления Правительства Российской Федерации.

Принятое Правительством Российской Федерации решение о финансировании из средств государственного бюджета мероприятий по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли, в качестве приоритетного направления, положительно сказалось на снижении аварийности, травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2002 г. на финансирование указанных мероприятий из госбюджета выделены средства в объеме 631 млн руб. Кроме того, на компенсацию затрат по ликвидации последствий аварий из средств централизованного резервного фонда реструктуризации угольной промышленности выделено 227,9 млн руб. Общий объем финансирования указанных мероприятий в 2002 году составил 858,9 млн руб., что выше объема финансирования 2001 г. на 162,9 млн руб.

В 2003 г. Минэнерго России запланировало дальнейший рост объема финансирования мероприятий по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли до 970 млн руб., что безусловно повысит уровень безопасности на шахтах и разрезах отрасли.

При существующем износе горно-шахтного оборудования только для поддержания угледобычи на уровне 270 млн т в год необходимо инвестировать в основной капитал не менее 15 млрд руб. в год. Для обеспечения расширенного воспроизводства намечается прямое участие государства в создании объектов первостепенной важности, путем их включения в Федеральную адресную инвестиционную программу. Кроме того, для технического переоснащения предприятий будут существенно расширяться лизинговые поставки основного дорогостоящего оборудования, в том числе с использованием средств федерального бюджета.

Программа механизации производственных процессов в угольной промышленности, направленная на снижение издержек при добыче угля, предусматривает сокращение протяженности сети горных выработок, повышение уровня механизации горных работ, применение более производительных горных машин и оборудования, новых типов крепей, транспортных агрегатов и систем техники безопасности.

Минэнерго России проводит большую работу по повышению эффективности производственной деятельности и улучшению экономического состояния предприятий, однако финансовое состояние угольной отрасли продолжает оставаться крайне сложным. По оценке 2002 г. угольная отрасль убыточна и балансовые убытки до налогообложения по угольным компаниям составят1439,3 млн руб., в том числе по убыточным угольным компаниям убытки ожидаются в сумме 5110,8 млн руб., по прибыльным угольным компаниям прибыль составит 3671,5 млн руб.

В расчетах потребителей за поставленный уголь по результатам 2002 г. уровень оплаты денежными средствами увеличился до 71,9%, при значительном снижении взаимозачетов. Уровень задолженности потребителей за поставленный уголь составил на конец года 7376,48 млн руб.

Кредиторская задолженность достигла 90,6 млрд руб. и превысила дебиторскую задолженность в 3 раза. В общей сумме кредиторской задолженности 30,4 млрд руб. (33,6%) составляет задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, причем более половины – штрафы и пени. В общей дебиторской задолженности 23,7 млрд руб. (78%) составляет задолженность покупателей за товары, работы и услуги.

Задолженность по заработной плате составляет 1,3 млрд руб. (1,4 месяца), в структуре задолженности неплатежи потребителей составляют 84%.

Объем средств государственной поддержки угольной отрасли, который был предусмотрен Федеральным бюджетом на 2002 г., составил 7,3 млрд руб. Фактически акционерным обществам и угольным компаниям перечислено средств государственной поддержки в сумме 6,998 млрд руб. Выделенные средства господдержки угольной отрасли были использованы практически полностью, остатки неиспользованный средств на счетах получателей средств господдержки по сравнению с 2001 г. снизились почти в 14 раз.

Из-за неудовлетворительного финансового состояния угольных компаний не удалось в полной мере использовать средства в сумме 324,2 млн руб., предусмотренные на инвестиции по бюджетным кредитам.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации Минэнерго России неоднократно обращалось в Минфин России с просьбой перераспределить эти средства на переселение шахтеров и их семей из ветхого жилья, расположенного на подработанных ведением горных работ территориях. Однако Минфином России эти предложения не были реализованы.

Для завершения реформирования и развития отрасли необходимо изменить подход к самому понятию и распределению средств государственной поддержки угольной промышленности, в перспективе пересмотрев ее структуру.

Важнейшим событием прошедшего года, способным кардинально решить проблемы угольной промышленности, явилось рассмотрение Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации “Основных направлений государственной политики развития угольной отрасли и повышение конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Впервые значение угольной отрасли поднято на уровень энергетической безопасности государства, заложены надежные основы ее стабильного, перспективного развития.

Тот факт, то рассмотрение важнейших проблем угольной промышленности Высшим органом государственной власти проводилось в Кузбассе – это прежде всего признательность труженикам важнейшего угольного региона страны, искренняя забота и благодарность за стремление возродить славу отрасли.

Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения, предусматривающие:

Для оказания содействия угледобывающим предприятиям в расширении экспорта угольной продукции на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. Для этого необходимо:

Тесное сотрудничество и взаимодействие Минэнерго России с администрациями угледобывающих регионов и руководителями предприятий при соответствующем научном обеспечении и всесторонней поддержке Правительства Российской Федерации позволит реализовать указанный комплекс мер и вывести угольную отрасль на новый уровень развития.

в содержание